Не буди во мне зверя

«… Самое важное сокрыто от глаз».
Антуан Экзюпери. Маленький принц.

Расстройства работы мозга разрушают не только взаимоотношения, но иногда даже жизни. Обычно в такой ситуации мы пассивно чего-то ждем. Гордость мешает обратиться за помощью? Возможно. Чаще – страх. Страх, что сочтут сумасшедшим, глупым, дефектным. Хотя, как показывает практика, в большинстве случаев нужно просто улучшить работу такого органа как мозг, настроить его на оптимальный режим.

Давайте поговорим о новых открытиях, касающихся архитектуры мозга и тех его анатомических структур, которые делают нас человеком эмоциональным. Ведь факт остается фактом, что наша оценка людей, ситуаций и наша реакция на них является результатом далеко не здравых суждений Homo sapiens, - человека разумного. Эмоции и рацио, «хлад и пламень» - вот где чаще всего «зарыт конфликт интересов». Охваченные эмоциями, мы часто пугаемся той власти, которую они имеют над нами. Кажется иногда, что им невозможно противостоять. Они способны заслонить здравый смысл, реальный мир. Нет такой «мухи», из которой при помощи эмоций нельзя сотворить «слона». Это захватчик, который мешает быть наполненными душевным миром и гармонией. Между тем… наши эмоции вовсе не плохи. Как, впрочем, и не хороши. Они просто полезны. Они «раскрашивают» информацию, которую поставляет нам мозг. Они – основные стимулы к действию (понаблюдайте за животными или детьми). Мы, взрослые, обычно также живем не столько должным, сколько интересами. Поэтому неприятности могут ожидать каждого, кто обольщен своими желаниями и не в состоянии справится с «джинами» эмоций, обитающими «в волшебной лампе Алладина» где-то там, в нашем мозгу.

Итак, об эмоциях. Мак-Лин так пишет о теории эмоций, которая сегодня обрела хрестоматийную респектабельность: «Человек находится в трудном положении. Он наделен тремя мозгами, которые, несмотря на полнейшее несходство строения, должны совместно функционировать и держать между собой связь. Первый мозг по сути своей – мозг пресмыкающихся. Второй унаследован от млекопитающихся, а третий - делает человека человеком. Выражаясь фигурально: нетрудно вообразить, что, когда психиатр предлагает пациенту лечь на кушетку, он тем самым укладывает рядом человека, лошадь и крокодила». Похоже, что данное сравнение имеет полное право на существование. На рисунке показано приблизительное расположение трех областей мозга.

mozg1.jpg

Функции состоящего из трех частей мозга являются взаимозависимыми. Они могут как сопровождать, поддерживать, так и конфликтовать, подавлять друг друга, подобно персонажам басни «Лебедь, рак и щука»…

Кора мозга использует свою способность для создания внутренней картины внешнего мира, а подкорка вызывает соответствующие эмоции, которые сопровождаются автоматическими реакциями. А поскольку человеческий разум определяется всеми тремя частями мозга, расположенными подобно дискам штанги положенным друг на друга в соответствии с их диаметром, постольку психология каждого индивидуума есть смесь этих трех составляющих.

Каждый человек использует эти три части по-разному. В следствии этого, об одних можно сказать, что их действия часто инстинктивны, про других - ориентированы эмоционально, что третьи руководствуются в основном рациональными рассуждениями и только действия незначительного меньшинства мотивированы гармоничным соотношением трех этих частей. Попробуем познакомиться ближе с каждой областью, чтобы лучше понять себя.

Две из этих областей являются местом, где инстинкты и влечения «правят бал». Первая из них - "рептильный мозг". Он руководит основными инстинктами - самосохранения и продолжения рода, а также прочими функциями, связанными с выживанием. Рептильный мозг окружен второй областью - сложной лимбической системой, получившей название "мозг млекопитающего". Его функции эмоциональные и познавательные. Половое влечение, голод, страх, ужас, агрессия - эти наиглавнейшие побудительные причины деятельности всех живых существ связаны, прежде всего, именно с лимбической системой

Самый "разумный" отдел мозга - это сложно организованное серое вещество под названием неокортекс, или "мыслящий мозг". Неокортекс воспринимает, анализирует, сортирует сообщения, полученные от органов чувств, и отвечает за память, интеллект, речевую деятельность и сознание. Несмотря на то, что функции отделов мозга во многом совпадают, они очень разные по химическому составу, структуре, действию и стилю. Иметь три мозга однозначно лучше, чем один, но взаимодействие и координация между неокортексом и двумя первичными отделами мозга неполные. Каждая из этих систем относительно самостоятельна. У человека эти три системы параллельно участвуют в регуляции поведения, но между собой они находятся в сложных взаимоотношениях. Из-за этого существует хроническая диссоциация между высшим и низшими уровнями, которую Мак-Лин окрестил "шизо-физиологией".

mozg2.jpg

Мы переживаем это как противоречивые влечения: сознательное и бессознательное, дикость и цивилизация, похоть и любовь, ритуал и выбор, рациональное и невербальное.

 КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КАЖДОЙ ИЗ ЧАСТЕЙ МОЗГА И ИХ ВОЗДЕСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА:

Продолговатый мозг – самосохранение, привычки, инстинкты, прошлое.

Промежуточный мозг – самоутверждение в борьбе, борьба или бегство, статус, эмоции, импульсивность, настоящее.

Кора больших полушарий – самосознание, запланированные, предусмотрительные действия, дистанция, планирование, рациональность, будущее.

    Начнем с фундамента. Мозговой ствол, окружающий вершину спинного мозга, является «первичным мозгом». Его действие проявляется в первый период жизни. Он «начало начал», управляет главными жизненными функциями, обеспечивающими выживание организма. Это именно та часть в нашем мозге, которую Мак-Лин назвал «рептильным мозгом» или, образно, «крокодилом». Понятно, что на этом уровне развития младенца ни о какой осознанности, ни о каком рациональном мышлении говорить не приходится. Р-комплекс (рептильный ум, рептилоидная часть, мозг крокодила) является первой надежной частью нашего мозга. Его роль - обеспечивать функционирование тела. Без сомнения, кто-то должен, согласитесь, следить за деятельностью каждой системы нашего организма, каждого его органа, каждой клетки. Ведь, читая этот текст, вы не рассчитываете одновременно, сколько желчи выделить для переваривания пищи, с какой частотой должно биться сердце, что в данный момент должно происходить в почках или, скажем, в кишечнике. Определенные манеры поведения человек осваивает не после рождения - они имеются с самого начала жизни. Так каждый младенец "знает" как дышать, глотать и кричать, хотя он никогда этому не учился. Точно также каждая рабочая пчела знает, сколько меда она должна положить в ячейку, прежде чем снести в нее яйцо и закрыть "инкубатор" крышкой; а жук определенного вида надрезает лист орешника так точно, что лист сам, благодаря силе натяжения, сворачивается в кокон, в котором личинки находят безопасное пристанище (математики рассчитали, что сделанная жуком линия разреза точно соответствует сложной кривой, которая учитывает все силы натяжения в листе) и т.д. и т.п. Откуда происходят эти никогда не изучавшиеся ранее индивидуумом прирожденные знания, которые в целом обозначаются как инстинкт? Каждый конструктор переносит проверенное временем в новое творение. Зачем придумывать колесо? Комплекс рептилий в человеке сохранил свои необходимые функции, но в модифицированной форме. Разве надежность и безотказность действия во всех условиях функционирования, простота устройства — разве это не самое главное? 

Как уже упоминалось, комплекс рептилий располагает собственной памятью, которая работает независимо от кратковременной памяти лимбической системы и долговременной памяти неокортекса. Можно привести целый ряд характерных черт, о которых известно, что они являются врожденными: форма тела, голос, жестикуляция, походка, темперамент, характер и интеллект имеют свой базис в генном материале.

Избавиться от "рептилии и млекопитающего" невозможно, – мы просто умрем. Да и не нужно – мир без спонтанности, без волнительных переживаний станет просто «пресным». Есть ли выход из этого конфликта интересов? Да, есть, но не слишком простой. Он заключается в том, чтобы наладить контакт между тремя мозгами. У человека, к счастью, в отличие от остальных приматов и тем более рептилий, существует способность к самоосознанию и самоизменению. Очевидно, что большая часть людей направляет свои мысли и энергию на изменение внешнего мира (статус, достаток проч.), забывая о внутреннем. «Но мы пойдем иным путем…»

Итак, главной задачей «двух нижних этажей» мозга, по большому счету, является обеспечение выживания организма. С этой целью они тщательно контролируют, зорко следят за тем, что происходит в нашем внутреннем мире. В тоже время их не меньше интересует все, что происходит во внешнем, т.к. угрозы выживанию находятся в нем однозначно, - ведь ребенок полностью беспомощный. Рептильный ум срабатывает тогда, когда, к примеру, у вас рука случайно попадает на горячую плитку. Происходит мгновенная реакция, и вы отдергиваете руку. У этой части мозга задержка реакции очень маленькая, реакция происходит практически моментально. Рептилоидная часть работает по четкому принципу стимул-реакция. Есть стимул, есть реакция на него. Горячо – и мы тут же реагируем. Рептилия, в некотором смысле, является роботом: она распознает стимул и запускает точно запрограммированную реакцию. Она играет роль своего рода базовой операционной системы, которая обеспечивает все необходимые функции, связанные с выживанием. Иногда молодая мама испытывает стресс оттого, что ее новорожденный не проявляет особых признаков эмоций, а только ест, кричит и спит. Но это как раз то, что на данный период обеспечивает Р-комплекс, все остальное придет позже.

«Рептилия в нас» командует ощущениями и инстинктами. Как мы уже говорили, буквальная рептилия реагирует на уровне условных рефлексов – практически мгновенно. Она слепо привязана к своей территории и, для выживания, отстаивает ее любой ценой. Как только возникает угроза своей территории – возникает реакция: «Драться насмерть или убегать, если враг сильнее».

Если понаблюдать за поведением крокодилов, мафиозных структур, бюро\парто-кратов или соседей по коммунальной кухне, – в них легко можно увидеть сходство… А свою личную "рептилию" можно обнаружить, если понаблюдать за собой, за своей реакцией, когда кто-то пытается захватить то, что мы считаем своим: «…я не знаю, что на меня в таком случае находит. Завожусь с пол-оборота. Знаю, что они меня любят, знаю, что хотят добра. Где-то там, внутри, знаете, даже уверен, что они правы. Но в тоже время, как-то параллельно, что-ли, есть ощущение, что не должен соглашаться, не должен их слушать, иначе потеряю что-то свое, какую-то свободу свою, что ли…»

Мак-Лин показал, что Р-комплекс играет важную роль в агрессивном, ритуальном и территориальном поведении. Поразительно, как много из нашего действительного поведения может быть описано в терминах, применяемых обычно по отношению к рептилиям. Например, убийцу мы обычно называем хладнокровным. Определенных людей называют «змеей подколодной». Наверняка слышали выражение: "...о драконах ни слова". Макиавелли, вспомним, советовал следовать принципу «…сознательно растить в себе зверя». Кстати, есть группа животных, которых с давних времен объединяют названием "гады". Такое не очень благозвучное имя придумал великий ученый древности Аристотель еще до нашей эры для амфибий и рептилий, а сохранилось оно до сих пор. Это ругательное слово мы применяем к нашим недругам. Представители этой группы - лягушки, жабы, змеи, ящерицы - знакомы нам с детства, как герои сказок и легенд. Чаще всего там они гадкие и отвратительные. Но некоторые из них вызывают симпатию - благодаря свойству превращаться в нечто прекрасное (об этой возможности речь пойдет ниже, ведь это по большему счету является целью психотерапии). Итак, нельзя недооценивать то влияние, которое оказывает R-комплекс на наше поведение. Ящерицы и другие рептилии демонстрируют сложные формы поведения, которые часто можно наблюдать и у млекопитающих, в том числе у человека. Эти поведенческие паттерны включают:

-имитационное поведение (возможно, оно влияет на человеческое поведение гораздо сильнее, чем мы склонны считать, ведь мы так часто подражаем, копируем других);

-предрасположенность к определенному режиму, ритму и ритуалу. Несомненно, это очень важный аспект человеческого поведения (если не переходит границу и не становится фанатиком чистоты или, скажем, относится с пристрастием к определенному порядку);

- к замещающему поведению (поведение, не соответствующее данной ситуации и проявляющееся, когда животное находится под воздействием стресса) - возможно, это одна из главных причин, вызывающая злоупотребление веществами, изменяющими восприятие мира (пример- злоупотребление спиртным).

- к маскирующему поведению: «…не трогайте меня,… меня нет,… а вы не замечайте меня..." Люди, имеющие дело с такой личностью, зачастую не знают, как получить от нее какую-либо эмоциональную реакцию. "Он просто возится с компьютером (или со своей коллекцией чего-то там) и ничего мне не отвечает", – вот наиболее типичная жалоба. Личности, постоянно укрывающиеся в собственном внутреннем мире, сопротивляются общению на эмоциональном уровне.

- тропизмы (положительные либо отрицательные реакции на появление живых или неживых объектов). Тропизмы частично совпадают с имитационным поведением, таким, например, как кратковременная причуда или увлечение модой (на одежду, на определенный стиль жизни, на жесты и походку, музыку и т.п.).

Первый итог. Классические адреалиновые стресс-реакции (реакции борьбы, бегства или замирания) встроены в нашу нервную систему для того, чтобы помочь нам справиться с ситуациями, которые мы воспринимаем как опасные. В этот момент мы не думаем, мы просто действуем.

Проходит время, и в мозге ребёнка усложняется «второй этаж», следующая, более продвинутая область нервной системы. Называется она лимбической системой. Это, условно говоря, мозг млекопитающих, часть, которую образно называют «лошадью». Или «обезьяной». С его формированием появляется возможность создавать варианты более сложного поведения и реакций. Лимбика выводит за рамки простых рефлексов, замыкаемых на уровне спинного мозга. Как упомянуто, половое влечение, голод, жажда, страх, ужас, агрессия - эти наиглавнейшие побудительные причины деятельности всех живых существ связаны, прежде всего именно с лимбической системой. Также интересно, что при поражении лимбического отдела мозга часто возникают двигательные и психические реакции, которые могут быть абсолютно противоположны: или беспокойство, настороженность, агрессия, стремление бежать или, наоборот, - спокойствие, пассивность, умиротворенность.

Статьи по психологии

Если вы каждый день тревожитесь о том, что плохого может случиться с вами и вашими родными в будущем + имеете наследственность по тревожным расстройствам + имеете неблагоприятный детский опыт, то очень вероятно, что ваша лимбическая система находится в весьма активном состоянии.

В целом, если лимбика перевозбуждена, то это может приводить к таким последствиям:

1.Сниженное настроение, раздражительность.

2.Негативное мышление.

3.Негативное восприятие событий.

4.Снижение мотивации.

5.Поток негативных эмоций (часто неосознанных) и, как следствие, – решения\действия, которые логически объяснить себе не можем (просто чувствуем, что надо поступать именно так, не думая о последствиях).

6.Сложности с аппетитом и проблемы со сном.

7.Сниженное или повышенное либидо.

8. Чувство социальной изоляции и поведение, которое к этому приводит.

Но когда лимбика спокойна (малоактивный режим), - мы испытываем позитивные эмоции, питаем надежды, чувствуем себя включенными в общество и любимыми. У нас хороший сон и нормальный аппетит.

Надо помнить, что у женщин в целом лимбическая система больше, в ней больше связей и она имеет больше режимов работы, что дает несомненные преимущества. Это важно, потому что женщины должны формировать прочные связи со своими детьми. Более того, женщины способны лучше выражать эмоции, выделять их оттенки и их нюансы, часто лучше чувствуют запахи, более эмоционально вовлекаются в отношения, более восприимчивы к прекрасному, к искусству. У них шире восприятие мира. Любовь к животным очень трогательная; способны сострадать и жалеть все, что нуждается во внимании и помощи. У них больше друзей, они более набожны, у них сильнее инстинкт «хранительницы гнезда». Мужчины не случайно называют женщину "лучшей половиной". Но оборотная сторона медали – они более подвержены всевозможным стрессам, их легче «выбить из колеи». Может, именно поэтому подавляющее число клиентов – именно женщины.

мужская логика и женская

 

Мы уже отметили, что млекопитающее, в отличие от рептилии, устроено сложнее. У него есть не только инстинкты, но и эмоции. Именно млекопитающее отвечает за брачные игры, смену настроений, за уныние и восторг, взрывы страсти и борьбу за статус. Рептилии важно выжить, млекопитающему важно положение в стае. Рептилия дерется – млекопитающее принимает угрожающую или заискивающую позу.

В чем-то наше Оно похоже на маленького ребенка – в частности, в том, что оно руководствуется сиюминутными потребностями. Ведь у него нет представления о времени и оно не чувствует разницы между тем, что случилось в прошлом, и тем, что происходит сейчас. Оно способно испытывать радость, грусть, одиночество, привязанность, зависть, умеет хитрить и манипулировать, устраивать бесконечные игры.

Вся гамма чувств - от страха к экстазу, от восторга к чувству вины - генерируется именно этой частью переднего мозга человека. Важную роль лимбической системы в генерации подобных чувств доказывают самоотчеты пациентов, переживших приступы психомоторной эпилепсии в результате раздражения лимбического мозга. Маклин пишет: "Сильное волнение может также вызвать вспышку чувств типа "эврика", сопровождающих любое открытие, или парящую в сознании уверенность в том, что ты обладаешь истинным, реальным и полезным знанием. Когда мы думаем о том, как оценить важность того или иного события или факта, ничто не может дать нам больше, чем понимание, что именно примитивная лимбическая система обладает способностью генерировать сильное чувство убежденности в правильности собственного видения проблемы независимо от того, истинное оно или ложное".

Еще раз. Эмоциональный ум по своей простоте во многом напоминает детский ум и, чем сильнее эмоции, тем больше сходство. Одна похожая черта — это категорическое мышление, где все либо черное, либо белое и нет места полутонам; у кого-то, расстроенного своей бестактностью возникает мгновенная мысль: «Вечно я говорю что-то не то, я однозначно нехороший, я плохой, меня нельзя любить…». Еще одним признаком такого детского образа мышления является персонализированное мышление, когда события вокруг воспринимаются связанными только ссобственной личностью, как у водителя, который после аварии объяснил, что «я не виноват, телефонный столб сам двигался прямо на меня». Помните оправдание героини фильма: «Невиноватая я, он сам пришел»?

Этот по-детски непосредственный образ действий есть самоутверждение, которое подавляет или игнорирует воспоминания и факты свидетельствующие об обратном. Эмоциональный ум считает свои убеждения абсолютно верными и поэтому не принимает в расчет никакие свидетельства в пользу обратного. Вот почему так трудно убедить в чем-нибудь человека, пребывающего в эмоциональном расстройстве: разумность ваших доводов с логической точки зрения не имеет для него, как и для ребенка, никакого значения, если не совпадает с его текущим эмоциональным убеждением. Чувства оправдывают себя сами с помощью набора представлений и «доказательств» сплошь только «собственного производства»: «Утро было обычное. Позавтракав, я вышла из дома. Прошло несколько минут, пока я сообразила, что повернула, выйдя из парадной, в противоположную сторону. Куда я иду, не имело значения. Главное, что не туда, куда я направлялась несколько последних лет. Пришло осознание, что все будет теперь не так как раньше. Как – я не знала, но знала что не так, и что никто, даже я сама не смогу убедить себя поступать так, как я жила до сих пор. Честно говоря, я понимала, что ничего хорошего меня не ожидает, что будет плохо - рано или поздно. Но это понимание даже не пыталось спорить. Внутри меня рубильник был переключен, поэтому никакие доводы не тронули бы меня, разве что вызвали бы только раздражение…»

А вот еще похожее состояние: «…я знаю, я точно знаю, что он хуже моего мужа, в подметки не годится. Кажется, так говорят: «в подметки не годится»? Ладно, не важно. Важно то, что что-то в нем меня завораживает, держит. Может, это цвет его глаз? А может, его запах? Да, в запахе его точно что-то есть. Знаю, он меня бросит. Откуда знаю? Просто знаю. Чувствую это. … И с мужем уже не будет никогда так, как было раньше. А было ведь хорошо, помню. Ну зачем мне это, зачем я делаю себе плохо?» …

    Проходит время, мозг усложняется. Обратим теперь внимание на неокортекс, кору головного мозга, которая делает нас собственно человеком. Последней в нашем мозгу заканчивает развитие префронтальная (предлобная) доля коры. Она – венец развития, окончательно формируется только после 20 лет (некоторые источники утверждают, что в 25 лет).

У предлобной зоны кортекса есть единственный способ проявить себя умелым управляющим эмоциями, взвешивающим реакции прежде, чем действовать, — это ослабить сигналы, посылаемые миндалевидным телом и другими лимбическими центрами. То есть вести себя наподобие родителя, который не дает импульсивному ребенку хватать все подряд, а вместо этого учит его правильно просить (или подождать) то, чего он хочет. 

кора головного мозга

В отличие от рептилии и млекопитающего, «этот мозг в мозге» способен мыслить, анализировать, решать абстрактные вопросы и создавать научные и философские теории. Именно он воспринимает советы «не брать в голову» и «спокойно подумать». Если бы все зависело от него – число конфликтов в мирах внешнем и внутреннем резко бы пошло на убыль. Но… К сожалению, наше «млекопитающее и рептилия» включаются раньше и… - нас «несет». Хотя… Нейроанатомия, историческая наука и самонаблюдения дают многочисленные свидетельства тому, что люди вполне способны противостоять искушению подчиняться любому импульсу, идущему от «животной» части нашего мозга. Так, например, Нагорная проповедь никоим образом не могла бы быть создана или записана «нижними этажами» мозга.

     Кора головного мозга, – это наиболее, можно так сказать, «человеческая» часть мозга, покрывающая и объединяющая более примитивные (но отнюдь не ненужные) части: систему-R и лимбическую систему. Целью Homo sapiens (человека разумного) должно быть нахождение душевного равновесия, а не простое постоянное подавление эмоций (хотя нашему рациональному началу может показаться, что они только мешают). Ведь в каждой эмоции (даже в той, которая нам не нравится) есть нечто ценное и положительное, то, что может стать нашим помощником. Жизнь, лишённая страстности превратилась бы в безрадостный поток безразличных событий.

Кора головного мозга выполняет более совершенные функции, начиная со способности осознания. Кроме того, человек способен учиться на своих ошибках. Это не означает, что вы никогда не оступитесь, однако вряд ли будете повторять ту же ошибку снова и снова. А вот если функция коры снижена, то нам свойственно импульсивно реагировать на минутные прихоти и потребности: «если нельзя но очень хочется, - то можно…»

Лобная часть помогает сосредоточиться на задачах и целях, способствует доведению задуманного до конца. Она помогает нам подумать прежде, чем что-то сказать или сделать, а в случае неудачи – извлечь уроки из ошибок: «…отрицательный результат - тоже результат, а со временем, после анализа, может стать очень даже положительным». Она связана со способностью прогнозировать, планировать и соответственно корректировать поведение. Она ориентируется на пользе как для себя так и для других, проявляет сострадательность и эмпатичность (это способность понимать чувства других; ведь знаем, что от удара кулаком возникнет боль, а от удара словом – боль эмоциональная, поэтому нормально избегать причинения боли другим, ибо по собственному опыту знаем, что они почувствуют). Она умеет принимать во внимание интересы другого человека, т.е. умеет «любить ближнего как себя самого». Именно чувство связи с другими людьми подвигает нас на правильные поступки, что приводит к успеху, т.к. все, что сделано с любовью (в первую очередь рассудительной), плохим быть не может… Она умеет рассуждать, чтобы отличить правильное от ошибочного, полезное от вредного - в отношении и себя, и других.

Но рациональный ум обычно не решает, какие эмоции мы «должны» испытывать. Вместо этого чувства, как правило, приходят к нам сами собой: «любовь слепа, полюбишь и… (слово можете вставить сами)». Что рациональный ум обычно контролирует, так это протекание этих реакций. Например, если для наших «внутренних» животных характерны реакции «нападать-убегать», то для человека появляются новые возможности: утихомирить, уговорить, вызвать симпатию, плакаться, проявить показную храбрость, высказать презрение и т.д. в соответствии с дипломатическими методами.

Эмоции необходимы. Но они способны нанести глубокие раны душе.

разум и сердце

Мы знаем, что даже воображаемые ситуации могут вызывать у ребенка чувство «опасность». Ситуации, в которых нам в детском возрасте было страшно, одиноко, в которых мы испытывали страх, ужас, «замораживаются» и стают воспоминаниями, влияющими на восприятие мира. 

Не надо забывать, что эмоционально возбужденно мы реагировали на многие события во младенчестве и раннем детстве, и в первую очередь: 1) если происходило то, что не должно было происходить (например, присутствовало насилие любого вида), или 2) если не происходило то, что должно было произойти (например, ребенок не получил тепла, любви) 

В первую очередь, сюда относятся такие негативные переживания, как воспоминания о конкретных психотравмирующих ситуациях. Но что не менее важно, негативный опыт включает и неудовлетворенные детские потребности. И когда вследствие накопления чаша терпения переполняется, превысив некую критическую массу, ребенок прибегает к невротической форме реагирования. Эмоции «замораживаются», блокируя соответствующие воспоминания. «Архив» травм хранится в лимбической системе.

И если под угрозой какая-то из этих фундаментальных потребностей, запускается ритм «опасность», который теперь будет сопровождать нас по жизни, пока проблема не решится. В этом присутствует биологическая логика: лимбический мозг относится к жизни, как к «неприятности», которая может разразиться в любой момент. Наша память фиксирует всё, что с ней происходит. В ней записан и страх, и предвкушение чего-либо, что с нами в детстве происходило (реально или в наших фантазиях). Все это влияет на нас. Повторюсь. Если мы, взрослые, встречаемся с хотя бы отдаленно напоминающим переживание «опасность», мозг воспроизводит детские эмоции. Почему? Да потому, что «родительский дом – начало начал». Ведь характер заложен в детстве. Помимо генетических и других факторов, наш характер (целостные свойства личности, постоянно проявляющиеся в поведении, в отношениях к людям, к миру) зависит от того, что происходило с нами в первые годы жизни и как мы на это реагировали.

Не верится? Вот пример того, как искусственно созданная ситуация «страх\опасность» становится «вирусной программой» восприятия мира.

Основоположник бихевиоризма Джон Уотсон совместно с Розалией Рейнер ещё в 1920 г. провели наблюдения, вошедшие в историю как «случай маленького Альберта». Экспериментаторы проследили формирование эмоции страха у годовалого младенца. До начала опытов ребёнок (сирота из приюта) был совершенно безразличен к белым мышам. Во время опытов Альберту показывали белых мышей и одновременно громко стучали за его спиной молотком по железной пластине каждый раз, когда ребенок прикасался к мыши, что вызывало страх и, естественно, плач. Вскоре Альберт начинал плакать, лишь только завидев белых мышей. Более того, оказалось, что страх малыша стал распространяться на белые предметы вообще, - не только на белых кроликов, но и на белую шубу, и, что на первый взгляд странно, белый лист бумаги. (Уотсону не удалось избавить Альберта от этой фобии). Из этих опытов видно, как опыт переживания состояния «опасность» переносится на сопутствующие признаки. И уже эти признаки (белые кролики, белая шуба, белый лист бумаги) сами становятся причиной эмоции страха. Выработка условнорефлекторного страха — такое название дали психологи процессу, в результате которого событие, не представляющее никакой опасности, становится угрожающим, так как в уме данного человека оно ассоциируется с чем-то ужасным. Когда лабораторных животных приводили в состояние испуга, эти страхи у них могли сохраняться на многие годы. Уотсон пришел к выводу, что многие страхи, антипатии, тревожные состояния взрослых формируются еще в раннем детстве.

Вернемся к Альберту. Он вырастет, повзрослеет. Представьте себе, сколько времени надо будет потратить психотерапевту, чтобы выяснить, почему девушки в белых шубах вызывают у него легкую волну страха, первый снег - субдепрессию, а мыши или раскаты грома – вообще панику…

Ребенок, хотя и не может объяснить ни себе, ни другим происходящее в его внутреннем мире, чувствует остро – поэтому запоминает крепко, на всю жизнь. Но взрослые уверены: «…ничего страшного.., что он там понимает.., забудет…»

Надо помнить, что эмоции, имеющие место в самом раннем детстве, составляют фундаментальную базу данных, картотеку жизненных уроков. Отпечатки действительности во взрослом возрасте, подобно клубку шерсти, наматываются на созданные в детстве стереотипы. Таким образом, действительность «здесь-и-сейчас» неразрывно связана с эмоциональным опытом прошлого. Мы – это сумма эмоциональных воспоминаний. Несмотря на то, что воспоминания относятся к прошлому, они с нами всегда, они воздействуют на наше настоящее. Весь текущий опыт проходит через систему воспоминаний. Мы – в какой-то мере заложники прошлого.

Таким образом, то, что вы переживаете сегодня, имеет отношение к пережитому ранее. А он, ваш эмоциональный опыт, если брать шире, формировался не только во младенчестве, но и когда вы проходили через сенситивные критические периоды. («Я есть то, с чем встретиться пришлось…»).

Так, К. Лоренц показал, что если в период короткого, но определённого времени гусята будут общаться с человеком, то именно к нему, а не к маме-гусыне они будут испытывать родственные чувства на всю оставшуюся жизнь. Лоренц назвал этот процесс «импринтингом» (т.е. запечатлением). Нечто похожее на такие критические периоды описывал и З.Фрейд. Он утверждал, что мы проходим особые периоды, в течение которых должны испытывать определённые переживания. Если их будет слишком много/мало – возникнут фиксации (сгустки замороженных эмоций), которые сформируют нас определённым способом на оставшуюся жизнь. По принципу резонанса они будут притягивать в нашу жизнь события, людей, отношения, обстоятельства, ведущие к новым негативным ощущениям (вернее, мы обращаем на них особое внимание и этим притягиваем их). Ведь процесс обучения построен на повторении опыта до тех пор, пока урок не будет усвоен, а травма излечена. Нас притягивает то, чего мы боимся, и таким образом мы пытаемся исцелить травму. Но, к сожалению, в большинстве случаев только пытаемся.

Хотя не все безнадежно. Есть хорошие новости. Психические травмы можно излечивать. И путь к такому исцелению пролегает через повторное обучение.

Способность негативного эмоционального опыта меняться по мере накопления положительного опыта иллюстрируется экспериментом Мэри Коувер Джонс. Если в случае с Альбертом ему был «внедрён» страх перед белыми мышами, то в ходе этого эксперимента ставилась цель избавить мальчика по имени Питер от «внедрённого» страха перед кроликом. Джонс начала с того, что внесла кролика в дверь в дальнем конце комнаты, в которой ел маленький Питер. С каждым днём кролика подносили всё ближе и ближе к Питеру, пока он, наконец, не смог коснуться его одной рукой, продолжая есть. Со временем даже играл с ним, радостно улыбаясь при этом.

Этот метод можно считать процедурой выработки противоположного рефлекса. Как сделать, чтобы появилось «хорошо» и чтобы оно хотя бы частично смогло нейтрализовать «плохо», записанное лимбической системой? На примитивном уровне (уровне «рептильного мозга» и «мозга лошади») для выживания организма необходимо запомнить поведение, ситуацию, в результате которых будет получена пища. Ведь если организм «запомнит» свои действия и повторит их, шансы на выживание повышаются. Таким образом, появление кролика возле Питера без угрожающих, пугающих звуков погасило рефлекторную реакцию (успокоило «крокодила»). Это во-первых. А во-вторых, наличие положительных моментов «хорошо» - от вкусной пищи - помогло переписать матрицу, «перетоптать» по-новому дорожки негативных ассоциаций. Суть в том, что поведение, в результате которого организм получает нечто, доставляющее удовольствие (вкусную пищу, например), мы имеем тенденцию повторять; а для этого организм записывает в лимбической системе необходимое для постоянного хранения признаков узнавания этой ситуации . Таким образом, каждый новый опыт сопровождается определённым изменением состояния «хорошо-плохо». Образно говоря, «путь к сердцу лимбической системы лежит через холодильник».

Иногда в терапии самопроизвольно могут подняться хорошие воспоминания, ассоциативно связанные с проблемной областью и… повлиять на наше восприятие проблемы. «Навоза кучу разгребая, петух нашел жемчужное зерно…». «Жемчужные зерна» есть в «навозе» памяти (ведь не все так плохо было в детстве, хотя «врезалось» именно оно - плохое, страшное). Работая с образами, клиенты иногда, неожиданно для себя, делают «приятные открытия». В этом им помогает самопроизвольная вереница подавленных образов-воспоминаний, которые могут освободить скрытые в них положительные эмоции, что, в свою очередь, способно произвести маленькую революцию в сознании человека: «…и вдруг я, работая с образом родителя, неожиданно что-то смутно, расплывчато как бы вспомнила-почувствовала и осознала, что отец, который всегда так равнодушен и жесток с мною, на самом деле просто одинокий и озлобленный ребенок, выросший в детдоме, не получивший в детстве тепла и любви, и я, обняв его по совету психолога, поняла, прочувствовала его по-новому, испытала бесконечное сочувствие и благодарность за его попытки хотя бы иногда быть человеком — и навсегда поменяла отношение к нему…» ( ведь прав был Б.Пастернак, когда писал: «…зло побеждай лучом добра…»)